Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская Федерация на основании положений Конституции РФ является демократическим государством с республиканской формой правления. Государственная Дума Российской Федерации является «нижней палатой» российского Парламента, и в отличие от «верхней палаты» (палаты представителей регионов – субъектов РФ), комплектуется посредством проведение всеобщих – «федеральных» выборов по установленным законодательством правилам и в установленные сроки. Верхняя и нижняя палаты парламента Российской Федерации образуют на основании ст. 94 – 108 (Главы 5) Конституции Федеральное Собрание Российской Федерации, как высший законодательно-представительный орган федеральной власти. Соответствующие положения Конституции РФ регламентируют правовой статус, а также разделение предмета ведения Совета Федерации (Сената) и Государственной Думы, в контексте единства отечественного парламентаризма. Таким образом, порядок выборов депутатов в Государственную Думу представляет собой часть неотъемлемого, конституционного и демократического процесса. При этом, деятельность и осуществление выборов депутатов необходимо рассматривать как в контексте целостности системы отечественного парламентаризма, так и в контексте специфики отечественной системы федерализма, поскольку с точки зрения социально-экономической и политической действительности региональная специфика определенным образов влияет на порядок осуществления выборов на федеральном уровне.
Порядок осуществления выборов в Федеральное Собрание регламентируется на уровне федерального законодательства, в частности ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», определяет порядок выборов (назначение) представителей регионов в «верхнею» палату парламента, а ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает порядок избрания «федеральных» депутатов. По мимо этого, порядок осуществления демократического процесса регламентирован различными иными источниками права. Так, например, определенные нормы КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение порядка осуществления выборов (в том числе выборов в Государственную Думу), а также порядок рассмотрения административных дел данной категории. КАС РФ содержит нормы, посвященные правовой регламентации оспаривания принятых в рамках осуществления выборов решений (действий избирательных комиссий и т.д.). ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» играет существенное значение в обеспечении реализации процедуры выборов, как на местном и региональном уровнях, так и на федеральном уровне. Определенное отношение к осуществлению процедуры выборов в Государственную Думу имеет ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Таким образом, избирательный процесс в России, в том числе порядок выборов в депутаты Государственной Думы регламентирован значительным количеством нормативно-правовых актов различного уровня иерархии, что непосредственным образом отражает конституционно закрепленные принципы федерализма и демократии.
Согласно ст.1 Конституции РФ Россия является федеративным государством. Основной закон страны провозглашает принципы государственного устройства и формы правления: демократическую форму правления; федеративное устройство и государственную целостность; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и т.д. Федеративное государственное устройство предполагает наличие публично – правовых субъектов, наделенных государственной властью. Субъекты РФ равноправны между собой, но различны по конституционному статусу. Государственная власть субъектов РФ имеет типовую структуру и подразделяется на судебную (мировые суды и конституционные суды субъектов федерации), законодательную и исполнительную ветви власти. Таким образом, законодательная власть страны формируется посредством проведения федеральных и региональных выборов. Данное обстоятельство непосредственным образом влияет на формирование законодательной власти страны, поскольку часть членов Совета Федерации назначается органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, порядок которого имеет свою специфику . Выборы депутатов в Государственную Думу осуществляется в более общем порядке, и носит в большей степени политический характер, поскольку основными механизмом в процедуре избрания в данном случае является партийная принадлежность кандидата в депутаты. Совет Федерации в рамках отечественного парламентаризма является законодательным органом, представляющим субъекты РФ, что обуславливает порядок его формирования и полномочия, в связи с чем партийная принадлежность сенаторов формально не так важна, как партийная принадлежность депутатов Государственной Думы. Однако, при этом, в целом большинство функций, прежде всего фактически весь процесс законотворчества на федеральном уровне осуществляется Государственной Думой.
Актуальность темы данного исследования обусловлена ключевой ролью Государственной Думы в системе отечественного парламентаризма. Данная работа посвящена рассмотрению правовых аспектов деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в контексте концепции «двух палатного» парламента, который имеет конституционное закрепление в России. Государственная Дума имеет существенное количество полномочий, в связи с чем процедура выбора депутатов по существу является одной из основных процедур, посредством которых государственная власть приобретает легитимность. Вместе с тем, согласно ряду положений Конституции РФ, а также различным положениям федерального законодательства устанавливают, что именно многонациональный народ России является единственным источником власти и носителем ее суверенитета, и как следствие процедура выборов на федеральном уровне является основополагающим демократическим институтом.
Тема данной работы имеет относительно широкую степень разработанности и рассматривалась различными отечественными и зарубежными исследователями как в области юриспруденции, так и в области иных – смежных гуманитарных дисциплин, в частности таких как политология, социология, экономика и т.д. Таким образом, следует отметить, что избирательный процесс (осуществления избирательной компании, процесс подсчета голосов и подведения итогов выборов) представляет собой сложную комплексную, и отчасти политологическую проблему. Вместе с тем, в том числе с учетом последовательных изменений в отечественном законодательстве, затрагивающих в том числе процесс осуществления федеральных выборов, а также в определенной степени изменяющий соотношение компетенций и правового статуса депутатов и сенаторов, сравнительно-правовое исследование порядка избрания депутатов в Государственную Думу сохраняет достаточно высокую степень актуальности.
Данная тема рассматривается в научной и учебной литературе различными отечественными авторами. Так, например, Оригиева Н.Н в своей монографии рассматривает различные модели федеративного устройство и обращает внимание на проблематику осуществления парламентских выборов в современной России. Некоторые авторы (например, Нагорная М.С и Рогозина О.А.) рассматривают частные особенности осуществления выборов в государственную думу VII созыва. Алексеев Р.А в своей научной статье осуществляет анализ избирательных компаний за период 1993 -2016 г.
Целью исследования является правовой анализ системы государственного устройства Российской Федерации, на примере осуществления основополагающей демократической процедуры – выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
Объектом исследования является система законодательной власти в контексте отечественного федерализма.
Предмет исследования представляет собой процедура осуществления выборов депутатов в Государственную Думу, как основополагающий демократический институт системы народовластия.
В рамках которого выделяются следующие задачи:
1. Рассмотрение соотношение верхней и нижней палат парламента в Федеральном Собрании в контексте соотношения правового статуса депутата Государственной Думы и сенатора, разделения их полномочий и основных принципов осуществления избирательного процесса.
2. Рассмотрение порядка избрания депутатов в Государственную Думу, в контексте процедуры подготовки и проведения федеральных выборов, осуществления порядка финансирования, а также разрешения различных спорных вопросов, возникающих в ходе осуществления избирательной компании и подведения ее итогов, т.е., осуществления защиты конституционных – избирательных прав граждан.
Методом исследования является сравнительно-описательный анализ законодательства в области устройства и организации государственной власти при осуществлении деятельности законодательно-представительной власти на федеральном уровне и осуществления механизмов народовластия, выраженных в процедуре избрания депутатов Государственной Думы. Источниками исследования являются отечественное законодательство регламентирующие правоотношения в данной области, а также материалы работ отечественных авторов, исследующих проблематику отечественного парламентаризма, в том числе проблематику осуществления выборов в Государственную Думу Российской Федерации.
Глава 1. Положение в системе органов государственной власти Федерального Собрания Российской Федерации
1.1. Соотношение «верхней» и «нижней» палат парламента в федеральной законодательной власти
Большинство современных государств являются по своей сути «республиками», в связи с чем законодательная власть формируется посредством выборов различного типа. Россия является президентской республикой, т.к., президентская власть с точки зрения закона не является судебной, законодательной и исполнительной властью, но его полномочия позволяют ему существенным образом формировать состав всех ветвей власти. В законодательном процессе Президент РФ играет ключевую роль. Помимо формы правления, на законодательную власть существенным образом влияет государственное устройство, которое может быть унитарным либо федеративным. Федеративное устройство российского государства носит явно выраженный «центристский» характер, что непосредственным образом влияет на процесс формирования, а также полномочия Совета Федерации. Федеральное Собрание РФ представляет собой постоянно действующий законодательный и представительный орган государственной власти, который разделен на две палаты, заседания которых проходят в отдельных зданиях. Следует отметить, что современное общество стремится быть более открытым и демократичным, развитие технологий позволяет реализовывать на практике институт непосредственной, т.е., прямой демократии, благодаря которым граждане могут получить реальную возможность осуществлять свое волеизъявление. Однако, в настоящие время в большинстве государств, в том числе в России, законодательная власть «представителями», которые выбираются правоспособными гражданами. При этом, законодательный орган субъекта РФ может быть распущен по указу Главы региона, или по решению Президента. Глава Государства имеет право принять решение о роспуске Государственной Думы, однако по отношению к Совету Федерации он не обладает таковым правом, что подчеркивает специфику ее государственно-правового статуса. Однако, Федеральное Собрание в системе федеральной государственной власти играет существенное значение, поскольку по смыслу и логике Конституции РФ именно народ является носителем суверенитета, и как следствие определяет легитимность публичной власти.